17 ноября 2024 года завершился срок подачи документов для участия в конкурсе на выбор членов Совета общественного контроля при Государственном бюро расследований. Совсем недавно, в конце октября 2024 года, новым составом Совета общественного контроля при БЭБ был избран новый состав через голосование. Можно вспомнить множество общественных советов, которые были выбраны при различных органах в разные времена – Общественный совет при АРМА (январь 2020 года), Совет общественного контроля при НАБУ (почти каждый год), Общественный антикоррупционный совет при Министерстве обороны Украины (март 2023) – однако важно не только перечисление, но и понимание того, что объединяет все эти советы.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяОб этом пишет Олигарх Медиа.
Нетрудно заметить, что объединяет всех желающих участвовать в работе какого-либо совета лишь стремление определенных активистов «присоединиться» к управлению чем-либо и контролю за чем угодно, лишь бы это было при властных структурах. Одной из самых активных «фабрик активистов» стала известная Ассоциация юристов Украины.
Наверняка, не будет ошибкой утверждать, что ни одни выборы общественных советов не обходятся без членов АЮУ.
Популярные статьи сейчас Гороскоп на 20 ноября для всех знаков Зодиака: как провести среду без стрессов Заплатят все, но один раз: почему украинцам начали присылать дополнительные квитанции на газ Кто не выполнит требования ПФУ – останется без пенсии: кому приостановят выплаты В Украине 60-летние больше не смогут выйти на пенсию: когда и как изменятся требования к стажу Показать ещеКстати, к голосованию за нужных членов приглашаются все члены Ассоциации.
Но за кого именно голосовать – решает Правление АЮУ.
Интересно, что в большинстве случаев выбирают очень «интересных» членов: все они обычно либо выпускники Программы «Адвокат Будущего» (проект АЮУ), либо занимали должности национальных экспертов какого-либо из проектов Совета Европы (как правило, это предоставлятели грантов, которые «осваиваются» АЮУ).
Смысл этой активности прост – как можно дороже продать свои услуги «глашатаев правды и справедливости», а на самом деле подыгрывать и подтанцовывать тем, кто заказывает музыку, то есть, другими словами, члены АЮУ не беспокоятся о таких мелочах, как продажа своей совести в розницу всем желающим.
Неужели это возможно? А почему бы и нет, если учитывать две очень уважительные причины: 1) возможность «заработать», 2) возможность «набрать вес и авторитет». Понятно, что цель такой активности оправдывает все средства.
Последний пример – так называемый Теневой отчет в разделе 23 «Правосудие и фундаментальные права», которым АЮУ гордится как едва ли не самым главным своим достижением последнего времени.
Однако оказалось, что этот отчет – не более чем компиляция слухов и клеветы, собранных на 500 страницах для создания видимости работы представителей стран Евросоюза.
Обнародование этой работы стало настоящим шоком для всех стейкхолдеров (заинтересованных и влиятельных сторон): от Минюста до судейского корпуса и Национальной ассоциации адвокатов Украины (примеры реагирования здесь) , и здесь.
Откровенной и прямой была реакция Национальной школы судей: «В Отчете сделана попытка осуществить аудит состояния существующих проблем в системе правосудия… отчет содержит пристрастные и необъективные, а иногда и откровенно некомпетентные оценки и выводы».
Более того, выяснилось, что вместо изучения «эксперты» из общественного сектора, включая АЮУ, построили выводы на основании… опроса других представителей общественного сектора. То есть, другими словами, они поговорили сами с собой, поделились слухами и предпочтениями, а затем составили на основании этого отчет. Исполнители не обращались за официальными комментариями или запросами ни в государственные органы, ни в судейский корпус, ни в органы адвокатского самоуправления, что делает информацию в отчете несбалансированной и сомнительной.
Также в СМИ есть информация о том, что тень на украинское правосудие, прокуратуру и адвокатуру стоила 1 054 304 евро. Речь идет о проекте ЕС под названием "Гражданское общество для послевоенного восстановления Украины и готовности к ЕС". По замыслу, проект был направлен «на повышение способности Правительства и Парламента по преодолению последствий войны и на пути к членству Украины в ЕС путем предоставления экспертной и коммуникационной поддержки от общественных организаций в разработке и внедрении соответствующих законов и политик».
В частности, в ЕС ожидали экспертизу по вопросам:
– разработка качественной политики реинтеграции беженцев и ВПЛ,
– восстановление легитимного государственного управления на освобожденных от оккупации территориях,
– преодоление военных, послевоенных и других барьеров для доступа к правосудию,
– усовершенствование политики государственных закупок и антикоррупционной инфраструктуры,
– разработка экономических реформ в соответствии с военными и послевоенными вызовами.
Однако на самом деле ни один из перечисленных вопросов так и не был раскрыт, а все средства "освоил" так называемый "круг друзей" Андрея Вишневского, который в свое время баллотировался на пост Президента АЮУ, и вместе с другим Президентом АЮУ является основателем другой «соответствующей» организации, а с другими ОО его связывают связи через жену или коллег.
Очевидно, что больше всего средств получили именно в АЮУ, где готовили половину разделов отчета:
Судебная реформа (Лаборатория законодательных инициатив); борьба с коррупцией (Transparency International Ukraine); Защита основных прав и свобод (Центр прав человека ZMINA); Реформа прокуратуры (Адвокат будущего); Реформа адвокатуры (Адвокат будущего); Реформа юридического образования (Ассоциация юристов Украины).
Когда речь идет о расходовании значительных средств международных доноров, важна прозрачность и целесообразность каждого потраченного евро. В случае с этим отчетом остается открытым вопрос: действительно ли его стоимость соответствует результатам, которые он приносит? Если документ основан на непроверенных слухах и не содержит полезного контента для реформ, тогда оправданность использования этих средств вызывает сомнения.
В то же время, очевидно также и то, что такой «отчет» стал для Ассоциации очень выгодным гешефтом, о чем 31 октября 2024 года доложил глава АЮУ Николай Стеценко.
Обратите внимание, что так называемые «проекты» АЮУ позволили заработать за 9 месяцев 2024 года более 10 млн гривен! Можно ли это сравнить с членскими и благотворительными взносами, которые вместе принесли в 5 раз меньшую сумму – едва 1,7 млн гривен? Еще 3 млн гривен