Свежий (и долгожданный) шаг президента США Джо Байдена, который разрешил Украине запускать ракеты ATACMS вглубь России, является попыткой укрепить позиции Киева перед вероятными – и сложными – переговорами о завершении войны, к которым его будут подталкивать, пишет 26 ноября The Washington Post. Многие американские чиновники теперь признают, что в течение нескольких месяцев Украина может быть втянута в переговоры с Россией о прекращении войны и что ее могут заставить отказаться от территории. Отказ Байдена от своей предыдущей политики по ракетам частично направлен на то, чтобы дать Украине максимально сильные позиции.
Для этого же усиления Пентагон по указанию Белого дома предоставил украинской армии противопехотные мины. Все это происходит на фоне "жестокой новой реальности" – использования Россией северокорейских войск, украинских потерь в людях и территориях и избрания Дональда Трампа. Эти факторы поставили Украину, возможно, в самое слабое положение за последние три года, отмечает The Washington Post.
Можно спорить о том, не запоздало ли "разрешение на ATACMS", что могло ослабить Украину перед тем, как Белый дом решился ее укрепить. В частности, ряд партнеров (не говоря уже о Киеве) критикуют Байдена за нерешительность и уверены, что все это следовало делать раньше.
Но нельзя отрицать, что Байден передавал и продолжает передавать Киеву множество важного оружия, включая кассетные боеприпасы, артиллерийские снаряды, системы ПВО и ракеты – без лоббирования со стороны Украины или, в некоторых случаях, даже без ее просьбы об этом, пишет WP. Чиновники Белого дома утверждают, что решения Байдена были продиктованы изменениями на поле боя; он разрешал оружие, когда эти условия того требовали.
"Но Байден остро осознает риск, что президент России Владимир Путин может опасно обострить конфликт, потенциально применив ядерное оружие, если почувствует угрозу", - объясняют в администрации президента США.
Однако страх Байдена перед эскалацией с Россией также в значительной мере повлиял на его решение ограничить поставки оружия Киеву, пишет WP. Этот страх часто поддерживался американскими разведывательными службами; аналитики пришли к выводу, что, например, мощная система ATACMS может спровоцировать Путина на резкую реакцию, по словам двух высокопоставленных чиновников администрации.
В конечном итоге, Байден разрешил использовать ATACMS на территории России только после того, как Северная Корея отправила войска на помощь Москве, надеясь послать Пхеньяну сигнал о том, что он рискует понести значительные потери. И это было не в первый раз, когда он колебался по вопросу модернизации огневой мощи Киева, подводит итог The Washington Post.
Напомним, на ноябрь 2024 года уже 64% украинцев поддержали переговоры с Россией (это рекордный показатель). По данным Центра социального мониторинга, большинство украинцев не видят возвращение границ 1991 года главной целью войны. Что касается ожиданий по поводу продолжительности войны, то почти половина респондентов (47%) считают, что война будет продолжаться более года. О сроке войны до года заявили 18% опрошенных.
Новоизбранный 47-й президент США Дональд Трамп имеет четкий план для ее остановки. В общем, для достижения мира необходимо начать прямые переговоры между Киевом и Москвой. Трамп не ставил целью продолжение военного конфликта, а стремится любым способом его остановить. Все дальнейшие действия США по отношению к Украине, по мнению Трампа, должны определяться именно через переговорный процесс, который будет инициирован и контролироваться Вашингтоном. Об этом заявил Майкл Волц.
Президент Украины Владимир Зеленский акцентирует на важности обеспечения сильной позиции Украины во время любых будущих переговоров. По его словам, именно укрепление как военных, так и дипломатических позиций Киева станет основой для достижения справедливого мира. В случае слабости на поле боя Украина не сможет добиться надлежащих условий мирных переговоров.
Сильную позицию перед возможными переговорами хочет обеспечить себе страна-агрессор. Российский ракетный удар по Днепру "Орешником" стал частью более широкой стратегии Кремля – эксперты считают, что подобные удары являются политическими маневрами, которые могут повысить ставки для России в будущих переговорах.