Официально Дональд Трамп еще не выиграл президентские выборы, но результаты и прогнозы говорят о том, что он вернется в Белый дом в 2025 году. Но что это значит для Украины? Будет ли он дружить с Россией, ее диктатором Владимиром Путиным, и предлагать Киеву уступки? Или же он завершит войну в Украине, как и обещал, за 24 часа? Ответить сложно из-за непредсказуемости Трампа, но все дороги, очевидно, ведут к переговорам. Информатор узнал, что об этом думают эксперты.
В случае победы Камала Харрис продолжила бы политику Джо Байдена, и существовал бы риск, что Украина еще дольше оставалась бы в состоянии войны, которая просто затянулась бы. В ситуации с Трампом угадать сложно – если бы его выбирали украинцы, то это было бы похоже на “пойти ва-банк”.
Некоторые боятся, что он заключит сделку с Путиным, Украина потеряет оккупированные территории или вообще останется без американской помощи.
Но существует противоположное мнение: Трамп решителен и не боится эскалации (в отличие от демократов, которые постоянно высказывали страх по этому поводу). Об этих двух полярных тезисах говорит бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк:
“Он может быть тем, кто нужен для победы в войне. Потому что единственный способ решить ситуацию, в которой мы оказались, - это радикальные, нестандартные решения”, – объяснил он в комментарии изданию The Telegraph.
Администрации Байдена решение о помощи давалось тяжело, так что Камала Харрис давала бы нам оружие “чайными ложками” – а этого совершенно недостаточно даже для остановки продвижения россиян на фронте. И это, по мнению политолога Максима Яли, для украинцев было бы “ужасом без конца”
А Трамп может принудить обе стороны сесть за стол переговоров и заморозить войну. И это сценарий “ужасного конца”.
“Конечно, о окончательном завершении войны с подписанием мирного договора речи не может быть в принципе. Но Трамп этого не обещает, ему необходимо, чтобы эта война хотя бы на некоторое время прекратилась, как это было во время его предыдущего президентства. Полномасштабной войны тогда не было, была достигнута заморозка, и количество боестолкновений значительно уменьшилось”, – заметил эксперт в эфире “5 канала”.
Доцент кафедры международных отношений Одесского национального университета имени И.И. Мечникова Владимир Дубовик считает, что Трамп мог бы давить на Россию, чтобы она выдвинула более благоприятные для Украины условия. Но это займет много времени, так что, вероятно, Трамп попытается давить именно на Киев.
“Гораздо проще ему давить на Киев с тем, что давайте, давайте, отдавайте территории, что-то подпишем, по крайней мере будет перерыв в войне, это будет мир, и все скажут, что там гениальные дипломаты, и так далее”, – подчеркнул эксперт в комментарии Oboz.
На его взгляд, Трампу удастся повлиять на решение Украины. Это, по данным Financial Times, является частью “мирного плана” новоизбранного американского (будущего) лидера. Он включает передачу восточных регионов Украины России с замораживанием существующей линии фронта, а также Крыма, захваченного в 2014 году.
“Я думаю, что будет определенный торг, определенные разговоры и дискуссии между Киевом и Вашингтоном. Но все карты, все козыри, все же в руках Трампа и Вашингтона, потому что они имеют оружие, они имеют деньги, а мы нет”, – заметил Дубовик.
В то же время американский журналист Саймон Шустер, который провел первые недели полномасштабного вторжения вместе с Зеленским и написал книгу о его метаморфозах под названием “Шоумен”, говорит, что Трамп попытается подружиться с Путиным, но украинская сторона ожидает, что он поймет – договориться с диктатором невозможно.
“Путин не согласится на никакое умеренное решение. Он хочет сделку, по которой Соединенные Штаты будут выглядеть слабыми, сам Трамп – жалким, а Украина потерпит поражение. Так что, когда Трамп осознает, что это единственный результат, который можно достичь, имея дело с Путиным, возможно, он больше не будет стремиться к перезагрузке отношений”, – заметил Шустер в комментарии “ТСН”.
Владимир Зеленский в интервью KBS признавал, что “следующий президент США может усилить или ослабить поддержку Украины”. Политолог Владимир Фесенко отмечает, что тема помощи будет рычагом давления для Трампа. Если Украина не согласится на его предложения, то он может свернуть военную помощь. Поэтому Киев, по его мнению, и согласится на переговоры.
“С высокой вероятностью финансовая и бюджетная помощь прекратится. Это не только его позиция, но и многих республиканцев. Трамп считает деньги, и бесплатной помощи не будет. Будет только военная – в формате кредита/ленд-лиза. Финансовые вопросы будет решать новый состав Конгресса. Не факт, что решат быстро, но, возможно, где-то в начале декабря мы узнаем о новых идеях и предложениях”, – заметил Фесенко.
Переговоры будут не на условиях России, считает политолог, но они все же будут сложными. А если Путин не согласится на американские предложения, вполне вероятно, что США действительно увеличат военную помощь Украине.
“Путин хочет больше односторонних уступок от Украины. А это уже не очень выгодно Трампу, ведь это будет восприниматься не только как поражение Украины, но и как поражение США”, – подчеркнул Фесенко и заметил, что заставить Путина вести переговоры могут угрозы обрушить его экономику низкими ценами на нефть и газ.
Лидер организации “Национальный спротив”, ветеран российско-украинской войны Алексей Свинаренко отмечает в своем блоге, что Трамп будет пытаться максимально снижать цены на нефть. Демократы же, наоборот, обычно поддерживают высокие цены на нее, так как их спонсоры, по его словам, активно инвестируют в зеленую энергетику и всеми силами лоббируют это направление.
По его словам, снижение цен на “черное золото” означает серьезные проблемы для экономики России и ее внутренней ситуации:
“Для России, которая и так столкнулась с нарастающими экономическими проблемами, это может ускорить экономический коллапс. Вероятно, либо резко обвалится рубль и начнется гиперинфляция, либо большинство производств, особенно в военно-промышленном комплексе, остановится”, – отметил Свинаренко.
Во время своей победной речи, не дождавшись официальных результатов выборов, Трамп заявил, что достигнет мира до того, как станет президентом. То есть фактически до 20 мая – дня его инаугурации.
“Первое, что я собираюсь сделать, это позвонить Зеленскому и Путину, и я скажу, что вы должны заключить соглашение”, –